филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в УР" в г. Глазове проводит дни "открытых дверей" для предпринимателей и населения по вопросам защиты прав потребителей (безвозмездно) по следующему графику:
- 09.03.2023 г. и 23.03.2023 г. с 09:00 час. по 13:00 час. по адресу: Удмуртская Республика, п. Игра, ул. Труда, д.17 (также ведется консультирование граждан по средствам телефонной связи: +7 (34143) 4-22-50);
- 15.03.2023 г. с 08:30 час. по 16:00 час. по адресу: Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Кирова, д. 27А (также ведется консультирование граждан по средствам телефонной связи: +7 (34141) 2-84-37, 2-79-62).
Россия является стороной Парижского соглашения по климату, по которому государства-участники приняли на себя обязательства к 2050 году вполовину снизить глобальные выбросы по отношению к уровню 1990 года, что должно удержать прирост глобальной средней температуры ниже 2 градусов Цельсия сверх доиндустриальных уровней и предотвратить риски негативных климатических изменений для всей планеты.
Немалый вклад в общий уровень выбросов углеродных газов вносит и электроэнергетика, с учетом чего особенно важно срочно предпринять шаги по качественной структурной перестройке этой отрасли, основанной на максимальном расширении сферы использования возобновляемых низкоуглеродных источников энергии.
На сегодня в нашей энергосистеме работает порядка 5,7 ГВт установленной мощности объектов возобновляемой энергетики, получающих специальные меры поддержки. К таким объектам относятся солнечные и ветроэнергетические станции, малые ГЭС, объекты геотермальной энергетики, объекты по выработке энергии на базе термической переработки (сжигания) отходов, объекты, использующие в качестве топлива биогаз и биомассу.
Кроме этого, российскую энергетику в целом отличает высокая доля экологически чистых источников энергии (39,3 % - это низкоуглеродная электрогенерация, из них на АЭС приходится 19,7 %, ГЭС - 19,1 %, ВИЭ - 0,5 %). Еще 47,7 % электрической энергии вырабатывается на основе природного газа, выбросы углекислого газа от которого также крайне низкие.
В целях эффективной и планомерной реализации обязательств по Парижскому соглашению и соответствующих руководящих документов Главы государства, нами разработан прогноз перспективного баланса электрической энергии до 2050 года, которым предусматривается дальнейшее существенное увеличение доли низкоуглеродной генерации.
Так, мы планируем, что к 2050 г. на долю выработки электрической энергии угольными ТЭС придется чуть менее 5 %, газовыми ТЭС - 38 %, АЭС - порядка 25%, ГЭС - 19 %, ВИЭ - 12,5 %.
Программы рыночной поддержки ВИЭ-генерации предусматривают возможность для тех проектов, которые прошли ежегодный конкурсный отбор по критерию минимальной цены поставки на 15-лений период, окупать привлеченное финансирование. Такой механизм позволяет стимулировать долгосрочные договорные отношения, а также отбирать проекты с наиболее высокими характеристиками с точки зрения их энергоэффективности. Российским Правительством в 2021 -22 гг. приняты решения о продлении указанных программ как для крупных объектов ВИЭ, так и для объектов малой ВИЭ-генерации на период до 2035 года, после чего, как мы рассчитываем, будет достигнут "сетевой паритет" и стоимость производства электроэнергии данными объектами сравняется со средней стоимостью электроэнергии, получаемой потребителями из внешней сети.
В России также изучается возможность реализации проектов не только малых ГЭС, но и иных экологически чистых гидрогенерирующих мощностей (крупные ГЭС свыше 50 МВт установленной мощности). Проведена работа по актуализации перечня приоритетных проектов создания объектов гидрогенерации и закреплению их в документах перспективного планирования энергосистем.
Такой перечень включает 8 проектов ГЭС суммарной установленной мощностью порядка 4,7 ГВт, расположенных в регионах Сибири и Дальнего Востока, и 6 проектов ГАЭС суммарной установленной мощностью порядка 6,5 ГВт.
Реализация данных проектов может быть востребована в период до 2040 года для обеспечения прогнозируемого роста спроса на электрическую энергию и мощность. В настоящее время прорабатываются оптимальные механизмы привлечения как государственных, так и частных инвестиций в эти проекты (с учетом их высокой капиталоемкости).
Стоит упомянуть и меры стимулирования вовлечения во вторичный оборот различных видов отходов (в частности, федеральный проект "Чистая страна" и отдельный план действий по вовлечению золошлаковых отходов тепловых электростанций во вторичный хозяйственный оборот), которые способствуют в том числе утилизации неиспользуемых отходов от деятельности электростанций.
Такая политика привела и к интенсивному развитию российского энергетического машиностроения ВИЭ. С учетом этого для нас было бы принципиально важным развитие и углубление стратегического партнерства в том числе со странами Азии и Африки.
Для России это сотрудничество представляет интерес как с точки зрения создания современных совместных промышленных предприятий на нашей территории, так и с точки зрения расширения новых рынков сбыта российского оборудования и технологий ВИЭ. Для российских оптовых участников рынка наличие обязательной доли экспортных контрактов как раз является одним из условий предоставления им выше упомянутых мер поддержки.
Важно для нас и создание системы подтверждения углеродной нейтральности продукции в части использования низкоуглеродных источников при ее производстве. Для решения этой задачи предложено введение института атрибутов генерации и сертификатов происхождения электрической энергии. Законопроект, подготовленный на основании всестороннего анализа международной практики аналогичной системы сертификации, ожидается к принятию в ближайшие сроки. Надеемся внедрить эту систему в ближайшее время и предпринять меры по ее интеграции с международными системами сертификации продукции.